Поиск по сайту

Влияние русскоязычной блогосферы на литературный процесс

Опубликовано: 08.12.2010

Речевое пространство личности формируется во взаимодействии множества дискурсов, пересекающихся и накладывающихся друг на друга. Набор этих дискурсов не является общим для всех носителей языка, он во многом определяется социально-статусными факторами, в частности профессиональной принадлежностью человека, его возрастом и образованием. Проистекающая вследствие этого социальная дифференциация речевой практики в современном обществе усиливается настолько, что представители разных социальных групп начинают говорить на разных языках уже не в метафорическом понимании. Если раньше общим дискурсом, формировавшим универсальную систему ценностей и универсальные модели речевого поведения, была литература, то сейчас это место занимает дискурс массовой коммуникации, постепенно вытесняющий на периферию прочие виды словесности. Но поскольку сам дискурс массовой коммуникации погружен в социальную действительность и, следовательно, по природе своей социально дифференцирован, то он не обладает объединяющим потенциалом, который свойствен художественной литературе. С этой точки зрения известная идея Маршалла Маклюэна о глобальной деревне, в которую электронная коммуникация превращает весь мир [1], представляется спорной: массовая коммуникация служит скорее разобщению, нежели объединению людей.

Находясь под постоянным давлением медиапространства, литературный процесс также стремится к социальной дифференциации. Этому способствует и политика издательств, которые публикуют литературные и паралитературные тексты сериями, ориентированными на определенный сегмент аудитории, причем произведение, не соответствующее ни одной из издательских серий, имеет мало шансов быть опубликованным. Линию дифференциации поддерживает и критика в так называемых досуговых СМИ, которые воплощают коммерческую, потребительскую модель восприятия культуры: рецензия из механизма культуры все более превращается в механизм извлечения прибыли, она сообщает читателю о потребительских качествах того или иного произведения. Приведем в качестве примера несколько фрагментов из рецензии Льва Данилкина, опубликованной в журнале «Афиша»:

(1) «Миллениум» разворачивается, и чем дальше, тем понятнее, почему мертвый швед Ларссон оказался на первом месте в списке самых успешных писателей Европы в 2009 году, а ларссономания из курьезного внутрилитературного феномена переросла в глобальную эпидемию и, кроме того, сдетонировала мощнейшим бумом скандинавского детектива в целом.

(2) Гораздо продуктивнее поразмышлять о причинах ларссономании: об этом наверняка будут написаны целые книги. В двух словах. Дефицит продукта: романов всего три, и поэтому герои — очень нетривиальные — гарантированно не успеют надоесть.

(3) Наконец, «Миллениум» хорошо соответствует запросу главных потребителей такого рода чтения — западного среднего класса — получить роман про современность, про здесь-и-сейчас. (Второй роман детективной трилогии «Миллениум»; еще лучше. «Афиша», январь 2010)

Мы видим ряд оценок литературного произведения, очевидным образом ориентированных на анализ рынка, анализ потребностей читательской аудитории. Неслучайно использование терминологии коммерческих отношений (успешный писатель, бум, дефицит продукта, запрос потребителей, западный средний класс), неслучайна и позитивная оценочность всего текста. Подобная модель рецензирования востребована в досуговых изданиях, но в строгом смысле не может быть названа литературной критикой. Таким образом, культивируется потребительское отношение аудитории к литературному тексту, аналогичное отношению к продукции средств массовой коммуникации.

Так исчезнувшая политическая цензура в определенном смысле сменяется едва ли не более жесткой цензурой коммерческой.

В этом контексте развитие Интернета создало кажущуюся альтернативу регламентированной системе массовой коммуникации. В пространстве Интернета принципиально меняется система отношений между автором и читателем литературного произведения. Интернет упрощает публикацию, позволяя автору вне издательства, напрямую адресовать читателю свой текст в авторской обработке с помощью специализированных серверов (stihi.ru, proza.ru) и получить представление о реакции аудитории, а также о количестве потенциальных читателей. Сам факт публикации легитимирует произведение в сознании аудитории, тем самым размывая границу между профессиональной литературой и литературой дилетантской, графоманской. Тексты, которые раньше могли быть прочитаны только узким кругом родственников и друзей, благодаря Интернету находят более широкую аудиторию. Показателен пример Ирины Денежкиной, чьи тексты, размещенные на сайте proza.ru, вышли в финал премии «Национальный бестселлер», после чего рукопись была опубликована издательством «Лимбус-пресс». В связи с системами автопубликации в Интернете возник термин «сетература», который представляется нам не вполне уместным, поскольку обозначает лишь форму бытования, но не описывает сущностные свойства текста и не обозначает его отличительных признаков.

Блог (персональная веб-страница, содержащая регулярно добавляемые записи, отсортированные в обратном хронологическом порядке) – это возможность без каких-либо ограничений и внешнего редактирования разместить частное высказывание в публичном пространстве. Таким образом, блоги привносят в публичную коммуникацию речевую индивидуальность, эстетику «новой искренности», противопоставленной навязанному речевому поведению. Говоря словами Д.А. Пригова, «в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо “новой искренностью”» [2]. Важным последствием этой концепции речевого поведения стало абсолютное доверие читателей к информации, сообщаемой в блоге, поскольку запись в блоге благодаря своей речевой структуре воспринимается как сообщение из первоисточника. Так, в блогах активно обсуждались частные сообщения о выбросе радиации на ЛАЭС в мае 2008 года или о том, что Людмила Путина стала настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря в сентябре 2010 года, хотя в обоих случаях информация не получила официального подтверждения.

Обращенность блога главным образом к событиям частной жизни позволяет с определенными оговорками называть его дневником, и определенная доля блогов действительно по своей речевой структуре имитирует личный дневник. Но эта модель не использует потенциал блога как формы публичной саморепрезентации, поскольку интереса к частной жизни автора недостаточно для постоянного расширения читательской аудитории. Развитие русскоязычной блогосферы, в первую очередь сайта livejournal.com, привело к образованию нескольких типов блогов, авторы которых преследуют иные цели, нежели авторы записей дневникового типа. Одним из них является литературный блог, создатель которого систематически публикует в нем главы из романа, стихотворные тексты, эссе, рассказы, юмористические миниатюры и т.д. Возможность комментировать такие записи может быть открыта или закрыта в зависимости от личных предпочтений автора.

После первого шага к легитимации своего творчества (то есть публикации в Интернете), автор, используя все известные способы продвижения блога, стремится максимально расширить аудиторию. Принципиальным шагом на этом пути нередко становится предложение издательства о публикации книги (романа, сборника рассказов или эссе), таким образом произведение перемещается из пространства Интернета в пространство печатного слова, что повышает статус автора уже не в виртуальном, а в реальном мире. Для издательства популярность автора в блогосфере может служить частичным подтверждением его писательской состоятельности. На практике же виртуальная популярность не гарантирует успешных продаж опубликованной книги.

Существует иллюзия, что именно публикация в Интернете позволяет талантливому писателю преодолеть издательские стереотипы и все-таки опубликовать свою книгу, даже если она не укладывается в издательские серии. Иными словами, иллюзия виртуальной авторской свободы. Но если проанализировать литературное творчество популярных в блогосфере авторов, мы обнаружим следующие закономерности. Во-первых, читатели блогов ориентируются в первую очередь на тематику записи, руководствуясь при этом стереотипами. С большой долей вероятности аудиторию привлекают тексты, посвященные отношениям между мужчиной и женщиной, или тексты, связанные с медицинской тематикой. Во-вторых, пользователи сайта livejournal.com активно реагируют на жанровую принадлежность текста, предпочитая фантастику и фэнтези. Во-третьих, аудитория блогов реагирует на заложенную в тексте диалогичность – то есть возможность оставить комментарий и получить от автора ответ. Таким образом уже известные авторы, публикующие в блоге главы из готовящегося к печати произведения, обеспечивают себе доброжелательное отношение читателей.

Например, блог писательницы marta_ketro насчитывает около 16 тысяч читателей и содержит в основном дидактические по своей сути тексты об отношениях между мужчиной и женщиной. Рассмотрим отрывок одной из записей (далее тексты приводятся в авторской орфографии и пунктуации):

Например, приходит к вам мужчина и рассказывает, что с его женщиной опять какая-то беда – заболела, залетела, сидит без работы и всячески требует поддержки, а он не справляется. И тут надо сказать:

- Вот же сука какая. Ты извини меня, я знаю, как ты к ней привык и всё такое, но невозможно смотреть, как ты жопу рвёшь, а она только знай пилит и требует.

Он расцветёт и начнёт жаловаться, что она всё плачет, ноет и болеет, а ему, ему-то хуже, у него тоже колет тут и тут, и от работы устал, и вообще в депрессии. Да ещё девки румяные кругом, а он не камень – она-то всё болеет и плачет.

Тут очень важно, девочки, не сорваться. (marta_ketro, 14.09.2010)

Отрывок содержит стереотипное описание бытовой ситуации, ориентированное на разговорную речевую модель, насыщен контактоустанавливающими средствами, содержит намеренные преувеличения и акцентирует речевые действия совета. К этой записи читатели оставили 200 комментариев, часть которых сводилась к оценке «гениально», однако основания этой оценки неясны; очевидно только, что эта оценка не связана с  литературными качествами этой записи и других ей подобных.

Другой популярный пользователь sol_tat, в прошлом акушер-гинеколог, опубликовала несколько книг суммарным тиражом более 200 тысяч экземпляров, аудитория ее блога насчитывает около 4,5 тысяч человек. Значительная часть записей так или иначе связана с медицинской тематикой, причем профессиональная жизнь врачей представлена в сниженном предметно-бытовом контексте, тексты содержат явные признаки иронии и в то же время романтизируют персонажей:

И я бы, как обычно, не обратила никакого внимания, если бы прямо не то, что по локоть, а весь по пояс в мусорном контейнере не рылся тот самый анестезиолог К. Он накануне дежурил и сегодня - в субботу - собирался накрывать стол в честь того самого ДР. Для чего смиренно испросил ключи от каферы анестезиологии и реанимации у тамошнего грозного лаборанта в обмен на бутылку водки и клятвенное обещание помыть всю кафедру посредством больничных санитарок.

У человека день рождения - а он в мусорке по пояс. И не просто там сидит, а копается быстро-быстро и под нос матерится грязно-грязно.

"Неужто уже успел принять на рассвете до делириума?!" - проносится у меня в голове.

"Да, нет! - несётся вдогонку у меня же, - К. - не из таких. Эстет. До беспамятства никогда не напивается, да и в беспамятстве вряд ли бы полез в мусорку!"

Потому что ну не такой он человек - анестезиолог К. Пижамка всегда чистенькая и стильненькая, где только брал? Лаптики беленькие, кожаные: для плановой - одни; для ургентной - другие; для отделения вообще макасины пижонские. Халат всегда хрустит и наглажен.(sol_tat, 04.07.2010)

Литературные качества приведенного отрывка также не могут быть оценены высоко, можно предполагать, что читателей в этом тексте привлекает нечто иное, та «новая искренность», в соответствии с которой погрешности изложения могут восприниматься как звучание живого голоса. Следует сказать, что оба приведенных выше примера не вполне вписываются в концепцию литературного текста в первую очередь из-за небрежного отношения к слову. Небрежное отношение к слову в целом характерно для современного состояния речевой практики. Тем не менее сфера словесного творчества теоретически должна сохранять ценностное восприятие слова.

Популярность паралитературных блогов приводит к смешению понятий, к смене критериев оценки текста: сначала произведение оценивает не профессионал (редактор), а дилетант (читатель). Вокруг каждого из литературных блогов группируются поклонники, отвергающие критику, в том числе и профессиональную. Непрофессиональная оценка размывает границы между профессиональной и непрофессиональной литературой, что не формирует принципиально нового типа текста, но в то же время сказывается на структурно-стилистических особенностях произведения. Литература в блогах становится частным высказыванием, не имеющим универсального смысла.

 Примечания:

[1] Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2005. С. 71.

[2] Словарь терминов московской концептуальной школы / сост. А. Монастырский. М., 1999. С. 64.